Контекстная реклама в интернете

К сведению читателей, данный материал был опубликован 3 января 2011 года и отражает ситуацию с контекстной рекламой в 2009-2010 годах. Сейчас расклад несколько иной. Прочитать статью будет интересно, как минимум, чтобы сравнить, какие за эти годы произошли изменения и, соответственно, отметить тенденции развития контекстной рекламы сайта.

Например, Бегун, похоже, канул в лету. Сайт существует и сервис, вроде, тоже, но кто пользуется в наши дни этим инструментом, равно, как и поиском Рамблера, частью которого является Begun? А ведь когда-то Бегун собирал рекламную мзду на просторах Ру-нета.

Чтобы хорошо разобраться в этом инструменте продаж и научиться с ним работать, следует вспомнить оригинальную модель, как устроена торговля в Интернете.

Итак, поехали, начнем экскурс в историю контекстной рекламы в интернете.

Who is who в контекстной рекламе сайта

На сегодняшний день в нашем «городе» три основных «рекламных агентства», предлагающих услуги контекстной рекламы в интернете: Yandex, Begun, Google.

Если Вы желаете нарастить свои продажи, то использование контекстной рекламы сайта обязательно. Если еще не используете – начните и оцените эффект. Если уже используете, то, попробуйте оптимизировать и улучшить.

Возникает вопрос: «Услугами какого «агентства» воспользоваться»?

Ответ: «Всех».

Снова вопрос: «Почему всех, а не одного»?

Вспомним, что на «улицу с конкретными магазинами в городе» ведет множество дорог и доехать можно на разном транспорте. И эти транспорты «высаживают клиентов в различных частях улицы». Наиболее известные «транспортные фирмы»: Yandex и Google. Они, как метро в Москве – самый быстрый и популярный транспорт. Но это всё же две различных, конкурирующих между собой фирмы. Представьте, что в Москве помимо метрополитена имени вождя мирового пролетариата, было бы еще одно, альтернативное.

Не всегда остановка Яндекса совпадает с остановкой Гугла, хотя и могут быть неподалеку. Что же касается взаимного позиционирования с остановками других (менее популярных) транспортников (Апорт, Рамблер, Mail.ru, Yahoo, Nigma и пр.), то они могут располагаться на значительном расстоянии. Иными словами, заранее известно, где на улице высадятся 80% тех, кто интересуется Вашим товаром.

60% клиентов Вы можете перехватить, если договоритесь с Яндексом, еще 20% клиентов увидят Ваши щиты, когда сойдут на остановке Google.

Пару лет назад (имеется в виду 2009 год) на долю оставшихся 20% «пассажиров» приходились «рекламные щиты» от Begun.ru, который размещал их на улицах города там, где высаживались клиенты, которые не пользовались услугами Яндекса и Гугла. И все было предельно ясно и четко:

  • контекстная реклама Яндекс – это рекламные объявления на поиске Yandex.
  • контекстная реклама Гугл – это рекламные объявления на поиске Google.
  • Бегун контекстная реклама – это рекламные объявления на всевозможных сайтах, помимо Яндекса и Гугла.

В какой-то момент и Yandex и Google решили размещать свои щиты также на тех остановках, где высаживаются те 20% пассажиров, которые не пользуются поисковиками Яндекса и Гугла. Это расширило границы системы контекстной рекламы.

Конечно, Бегуну это не понравилось, но помешать он смог только проникновению на Рамблер, т.к. Бегун аффилирован с Rambler. В остальных случаях, Яндекс и Гугл договаривались, предлагая более интересные условия, чем Begun.ru. К тому же, чисто с имиджевой точки зрения, в последнее время быть партнером Google и Яндекс – более престижно.

Конкуренция между Яндекс, Гугл и Бегун иногда приводит к интересным последствиям. Так, например, до 2010 года поисковую выдачу Mail.ru  обеспечивал Яндекс. Также использовалась система контекстной рекламы Яндекс Директ. Но с 2010 года Mail.ru использует собственный движок – GoGo.ru. Это вызвано тем, что Яндекс потребовал показывать у строки поиска свой логотип (чтобы всем было понятно, кто обеспечивает поисковую выдачу). Mail.ru отказался и в качестве моральной компенсации запретил показ контекстной рекламы Яндекс Директ в своей выдаче. На освободившееся место пришли Google и Begun.

Можно попробовать оценить, сколько процентов трафика «перевозок» перехватывается контекстной рекламой Yandex, Google, Begun.

Медийно контекстная реклама Яндекс

Сайты, на которых показываются объявления Яндекс.Директ образуют Рекламную сеть Яндекса (РСЯ). Яндекс скрупулезно проверяет желающих сотрудничать с ним. Возможно, 2 года назад все было проще, но с каждым годом Яндекс становится все популярнее и успешнее, соответственно, желающих «дружить» с ним становится все больше, а Яндексу важно, чтобы «в связях порочащих замечен не был». Но тут палка о двух концах: если очень тщательно выбирать партнеров, то их будет мало.

Среди основных партнеров Яндекса (пояснять who is who здесь не будем, т.к. сайты довольно известные):

  • livejournal.ru
  • irr.ru
  • yellow-pages.ru
  • aport.ru
  • nigma.ru
  • km.ru
  • odnoklassniki.ru

Также контекстная реклама Яндекс Директ демонстрируется на популярных региональные порталах, среди которых:

  • Беларусь: tut.by, all.by
  • Украина: ukr.net
  • Сибирь: babr.ru
  • Санкт-Петербург: spbland.ru
  • Оренбург: oren.ru
  • Нижний Новгород: nn.ru
  • Екатеринбург: e1.ru; uralweb.ru
  • Челябинск: 74mail.ru
  • Воронеж: allvrn.ru
  • Тольятти: tltnews.ru
  • Пермь: perm1.ru

А также около сотни сайтов, коих перечислять здесь не будем, ибо смысла никакого и места займет много. Кому интересно, то список лежит на странице: help.yandex.ru/direct/?id=990409. Основные тематики контекстно-медийной сети:

  • Авто/мото
  • Здоровье
  • Туризм и путешествия
  • Бизнес и финансы
  • Образование
  • Hi-Tech
  • Строительство и ремонт
  • Недвижимость
  • Производство и поставки
  • Товары и услуги
  • Деловые услуги
  • Работа
  • Дом, семья
  • Отдых и развлечения
  • Гламур
  • Новости
  • Спорт

Как управлять показами контекстной рекламны Яндекс Директ на Yandex.ru и тематических площадках РСЯ будет рассказано в разделе Контекстная реклама Яндекс Директ

Контекстно медийная сеть Google AdWords

AdWords контекстная реклама – это инструмент Google, с помощью которого можно управлять размещением объявлений в системе контекстной рекламы поиска Google. 

Дополнительно можно разрешить показ рекламных объявлений на сайтах «Поисковых партнеров» контекстной рекламы Google Adwords. Это все продукты Гугл и другие поисковые сайты, использующие поисковый «движок» Google. В России таковых почти нет, за исключением нескольких, например, km.ru, в поисковой строке которого можно заметить логотип Google, а на странице выдачи – рекламные объявления Google AdWords:

Здесь важно понимать, что поисковый партнер Гугл и контекстно-медийная сеть Гугл – это два различных понятия. Поисковых партнеров мало, а сайтов, включенных в контекстно-медийную сеть много.

Большинство «Поисковых партнеров» Google имеют прописку за пределами 1/6 суши. Вот некоторые из них:

  • amazon.com
  • aol.com
  • askjeeves.com
  • biglobe.ne.jp
  • comcast.net
  • disney.com
  • infospace.com
  • libero.it
  • mysearch.com
  • myway.com
  • netscape.com
  • searchresult.net
  • sportsline.com
  • sympatico.ca
  • updated.com
  • washingtonpost.com
  • и др.

Контекстно-медийная сеть рекламы Google Adwords

Выше были перечислены "генералы" из узкого круга поисковых партнеров. Между тем, Google сотрудничает не только с крупными сайтами, но и миллионами небольших сайтов.

Это могут быть даже тематические блоги, куда приходит меньше посетителей, но зато достигается очень точный таргетинг. Объявление показывается лишь на тех сайтах, контент которых связан с Вашей рекламой. Google декларирует, что если подключить показы объявлений в контекстно-медийной сети, то их увидят 80% всех пользователей Интернета. Вполне реальное, если принять во внимание, что контекстно-медийная сеть Google включает в себя миллионы сайтов.

Большинство таких площадок зарегистрированы в Google AdSense. Что это?

Если у Вас есть ресурс в Интернете и Вы согласны с тем, что на нем будут показываться рекламные объявления Google AdWords, то подключаетесь к программе Google AdSense. И тогда Google будет перечислять Вам некую сумму за каждый клик по объявлениям, которые сделали посетители на Вашем сайте. И такие сайты формируют контекстно-медийную сеть Google.

Заранее посмотреть перечень сайтов из контекстно-медийной сети Google Adwords, где будут показываться Ваши объявления нельзя, его попросту нет. Сначала надо запустить рекламную кампанию, и Google сформирует перечень релевантных для Вашего объявления сайтов. Через 1-2 дня в специальном разделе управления своим аккаунтом на Google, можно будет просмотреть весь список, внести поправки, кого-то отключить, кого-то включить (если известно, что это участник AdSense).

Как управлять показами рекламных объявлений в поисковой и контекстно-медийной сети Google AdWords, будет рассказано в разделе Контекстная реклама Google AdWords

Бегун контекстная реклама

Формально Бегун не имеет собственной поисковой системы. Фактически «поисковым партнером» (воспользуемся терминологией Google) является Rambler, который владеет контрольным пакетом акций ЗАО «Бегун». Также Бегун продает рекламу в результатах поисковых запросов Mail.ru и Yahoo.

Основной трафик размещения рекламных объявлений обеспечивает Бегуну собственная «контекстно-медийная сеть» (вновь воспользуемся терминологией Google). Но, в отличие от Google AdSense и Yandex РСЯ, условия сотрудничества с Бегуном более демократичные и либеральные. Посещаемость от 2 уникальных посетителей в день и размещение на коммерческом хостинге. Это позволило Бегуну сформировать самую крупную сеть партнерских сайтов в России. По разным оценкам: от 143000 до 150000.

Управлять бегун контекстной рекламой в Интернете проще, чем на Яндексе и, тем более, Гугле. Тем не менее, следует знать, что огромный и дешевый трафик, добываемый 150000 сайтами-партнерами, рекрутированными по принципу «2 посетителя в день + платный хостинг», не всегда отличается хорошим качеством.

Реклама на Бегуне значительно дешевле, но даже в этом случае можно быстро потратить деньги, ничего (или мало чего) получив взамен. Чтобы этого не случилось, нужно грамотно настроить параметры рекламной кампании на Бегуне.

Выводы по контекстной рекламе сайта

Выводы ниже были сделаны по итогам анализа рынка контекстной рекламы в 2010 году. Сейчас расклад изменился. Бегун канул в лету. С 2014 года Гугл обогнал Яндекс и постоянно увеличивает свою долю рынка. Яндекс сопротивляется, придумывает новые ходы, вводит новые инструменты для рекламодателей. Мы прогнозируем, что в перспективе отечественный поисковик стабилизирует свои позиции на рынке контекстной рекламы в России, оформив некое статус-кво с Гуглом.

Итак, в 2010 году:

Во-первых, контекстная реклама Яндекс Директ обеспечивает не более 63% трафика контекстной рекламы, из которых 61% приходится на собственный поиск на Яндексе и 2% – на РСЯ.

Во-вторых, AdWords контекстная реклама Google обеспечивает не более 27% трафика контекстной рекламы, из которых 21% приходится на собственный поиск, а остальные 6% добираются через Поисковых партнеров и контекстно-медийную сеть.

В-третьих, Бегун контекстная реклама обеспечивает 10% трафика контекстной рекламы, из которых 3% приходится на поиск Рамблера, а 7% добираются через сеть партнерских сайтов.

Поэтому, для лучшей контекстной рекламы сайта следует использовать все три способа: Директ, AdWords и Бегун. В этом случае можно покрыть 100% трафика контекстной рекламы для тех, кто интересуется Вашей продукции.

В нашей терминологии это означает, что каким бы транспортом не воспользовался клиент, чтобы доехать до нужной улицы в городе, и где бы его не высадили на этой улице, но в любом случае, он может увидеть 1 или несколько щитов о Вашем магазине.

Следующий инструмент системы продаж МВА из Портфолио Рекламы называется Наследить в Интернете